Этапы развития речи ребенка

Этапы развития речи ребенка.

8914.razvitie_reci

На 3-ем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок стремится к точному его воспроизведению. Дети чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

Ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи – о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Но на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной.

Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Сформированы простые в произношении звуки (а, о, у, и, ы, э, м, п, б, н, к, г, т. д и др.), формируются свистящие звуки (с, с’, з, з’). Многие звуки произносятся смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно («лиса»), в другом — неправильно: «повзет» (ползет).

Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают малышу замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка.

Отмечается чёткое произношение группы свистящих звуков (с, с’, з, з’, ц). У некоторых детей шипящие звуки (ш, ж) произносятся недостаточно чётко; не все дети умеют произносить звуки л, р.

В 4 – 5 лет словарь ребёнка составляет 2500 – 3000 слов.

Преобладают: существительные, глаголы, прилагательные, появляются числительные, наречия. Чаще начинают использовать предлоги.

В речи детей преобладают простые распространенные предложения. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. Ребенок может с помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Ребенок сознательно подходит к языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.); т.е. ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неверно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»); наблюдаются ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.

К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Происходит активное становление монологической речи. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах.

На шестом году жизни ребёнок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако ещё встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие, р, рь не всегда произносятся чётко.

Итак, к шести годам у детей речь в целом становится чище, отчетливее.

Дети 6-летнего возраста обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны обратить на это особое внимание.

Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

К моменту поступления в школу ребёнок овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. В этот период у ребёнка появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры. К концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

Словарь ребенка 7 лет, поступающего в школу, содержит примерно 3-7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

На 7-ом году речь ребенка становится все более точной, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения, включают причастные и деепричастные обороты.

В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.