Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха.

22480

Фонематический слух — это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.

У многих детей к 5 годам не сформирована как звуковая, так и смысловая сторона речи. Это отрицательно сказывается на овладении различными навыками и умениями.

Наиболее распространенными у детей дошкольного возраста являются фонетико-фонематические недостатки.

При нормальном развитии речи формирование ее звуковой стороны происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, требуемых для произношения) и системы признаков звуков, необходимых для их различения. Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения опознавательных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

Дети с недостатками речи испытывают значительные затруднения при восприятии на слух близких звуков, определении из акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще проявляются либо в замене одного звука другим, либо в смешении звуков. Замены и смешения звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп. Все это усложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Если детям своевременно не оказать помощь, то они не смогут полноценно овладеть грамотой, а в дальнейшем и письменной речью.

Далее приводятся примеры игр, которые способствуют формированию фонетико-фонематических процессов, предпосылок к овладению навыками чтения и письма (различение оппозиционных звуков, звукобуквенный анализ и синтез). Все игры способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации), устойчивости и концентрации внимания, целенаправленности деятельности, а также обогащению словарного запаса, развитию связной речи и коммуникативных умений (рассуждения и доказательства в процессе выполнения заданий).

«Будь внимателен»

Взрослый называет слово «вагон» и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А вы внимательно слушайте и когда я ошибусь вы хлопните в ладоши.» Затем он произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагон – вагон – вагом …

«Что лишнее»

Взрослый произносит несколько слогов, например: НА – НА – ПА – НА – НА – НА. Ребенок определяет, что здесь лишнее (ПА). НА – НО – НА; КА – КА – ГА; ПА – ПА – БА;

«Подбери похожие слова»

Взрослый произносит слова близкие по звучанию: «кошка – ложка; ушки – пушки». Затем произносит одно слово и предлагает ребёнку подобрать к нему другие слова близкие по звучанию. Ложка (кошка, ножка, окошко.) Зайчик (мальчик, пальчик). Банки (танки, санки). Мишка (книжка, шишка, малышка, мышка)

«Чудесный мешочек» Доставать из мешочка игрушки, называть и отхлопывать количество слогов.

1- мяч, шар, дом; кот и др;

2 – мишка, кукла, лошадь и др;

3 – машина, собака, дудочка и др.

«Слово можно прошагать» Взрослый говорит ребенку, что узнать, длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Обращает внимание ребенка, что получился только один шаг- это короткое слово. Затем называет слово «машина» и одновременно делает 3 шага — длинное слово. Взрослый предлагает ребенку придумывать разные слова и одновременно шагать.

Назови картинки, в названии которых есть звук Р.

Фонематический слух  консультация для родителей.doc2Фонематический слух  консультация для родителей.doc3Фонематический слух  консультация для родителей.doc4Фонематический слух  консультация для родителей.doc

5Фонематический слух  консультация для родителей.doc 6Фонематический слух  консультация для родителей.doc 7Фонематический слух  консультация для родителей.doc 8Фонематический слух  консультация для родителей.doc

Помоги Вале и Фоме разобрать свои вещи. У Вали предметы, в названии которых есть звук В, а у Фомы предметы, в названии которых есть звук Ф.

1Фонематический слух  консультация для родителей.doc2Фонематический слух  консультация для родителей.doc3Фонематический слух  консультация для родителей.doc4Фонематический слух  консультация для родителей.doc

5Фонематический слух  консультация для родителей.doc6Фонематический слух  консультация для родителей.doc7Фонематический слух  консультация для родителей.doc8Фонематический слух  консультация для родителей.doc

Определи сколько звуков в слове ( мак, кот, бант, муха)

9Фонематический слух  консультация для родителей.doc10Фонематический слух  консультация для родителей.doc11Фонематический слух  консультация для родителей.doc12Фонематический слух  консультация для родителей.doc

Развиваем фонематический слух.

15_16

  В развитии речи детей большую роль играет формирование фонематического слуха, то есть способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков речи ребенка к 6 года овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их. У детей с речевыми нарушениями отмечается недостаточно четкая дифференциация звуков, то есть они смешивают их при произношении и восприятии на слух. Наша задача не только научить правильно произносить звуки, но и различать и употреблять сходные звуки.

Чрезвычайно великая роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения и фонематического слуха у детей.

 Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимость для родителей вести с детьми специальные занятия.