Основные виды нарушений звукопроизношения и способы их выявления

Основные виды нарушений звукопроизношения и способы их выявления

rech

Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в одном из 3-х вариантов.

1. Полное отсутствие звука (например: «Р»-ыба(рыба). Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).

2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции.

Например: Ш-С (ШУБА-СУБА).

 3. Искажённое произношение звуков. Например: картавое «р»; хлюпающее и межзубное произношение звуков. Выделяют следующие причины, мешающие ребёнку с нормальным физическим слухом и сохранным интеллектом овладению правильным звукопроизношением.

1. Трудности различения некоторых сходных по акустическим признакам звуков – несформированность фонематического восприятия.

2. Выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)

3. Недостаточная подвижность губ и языка.

4. Отсутствие правильного образца для подражания.

Эти причины могут сочетаться между собой.

1-я причина. Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (т.е. в различении на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребёнок не улавливает различия в звучании сходных звуков (С-З; С-Ц; Р-Л и др.). По этой причине слова, типа МИСКА-МИШКА и ЛАК-РАК, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребёнком как совершенно одинаковые. Если положить перед таким ребёнком 2 картинки, на одной из которых нарисован МИШКА, а на другой МИСКА и попеременно их называть, то ребёнок не сможет правильно показать соответствующую картинку. Он будет показывать картинки наугад. При этом ребёнок хорошо понимает разницу в самом значении слов, о чём говорит полное исчезновение затруднений в показе картинок при малейшей подсказке. Если попросить ребёнка показать ПЛЮШЕВОГО МИШКУ и СИНЮЮ МИСКУ, то он сразу справится с заданием.

Если ребёнок не улавливает никакого различия в звучании С и Ш, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Он не чувствует надобности в овладении более сложной (по сравнению со звуком С) артикуляцией звука Ш.

Эта форма нарушения произношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены, неизбежно отражаются на письме. Ребёнок как говорит, так и напишет (СУБА вместо ШУБА). В этих случаях, широко практикуемое в школе проговаривание в процессе письма, помогающее ребёнку уточнить звуковой состав записываемых слов, даёт противоречивый результат. Неправильное проговаривание в процессе письма только мешает. Однотипные трудности возникают и при чтении.

Чтобы вовремя устранить названные препятствия на пути к усвоению правильного произношения, родители должны проверить, может ли их ребёнок различать сходные по артикуляционным и акустическим признакам звуки. Нормально развивающийся ребёнок уже к 2-м годам способен дифференцировать на слух все звуки речи. Поэтому, если в ходе проверки будет выяснено, что 3-4-х летний ребёнок, заменяющий в речи «Ш» на «С» не может правильно показать на какой картинке нарисован МИШКА, на какой МИСКА, то ребёнку нужна логопедическая помощь.

2-ой причиной неправильного звукопроизношения является выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка.

1.Неправильное строение челюстей и зубов. Сюда относится отсутствие, деформация или неправильное расположение зубов, а также слишком выступающая вперёд верхняя или нижняя челюсть. Передний или боковой открытый прикус. При переднем открытом прикусе между верхними и нижними резцами остаётся щель. В эту щель при произнесении звуков просовывается кончик языка, что придаёт шипящим и свистящим звукам оттенок «шепелявости».

2. Слишком большой или маленький язык. Именно язык играет самую активную роль в процессе образования звуков.

3. Короткая подъязычная связка (уздечка). Язык при этом лишается необходимой подвижности, не может подниматься вверх. Чаще всего страдает звук «Р»

4. Расщелина верхней губы. Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П Б М), в образовании которых участвуют губы. Однако расщелине верхней губы чаще всего сопутствуют расщелины твёрдого и мягкого нёба, что приводит к появлению носового оттенка голоса (гнусавости) и к дефектному произношению почти всех звуков. Устранением занимаются врачи и логопеды.

3-я причина. Недостаточная подвижность речевых органов. Чаще всего речь идёт о слабости мышц губ и языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного произнесения звуков.

Парезы (слабость мышц губ и языка) можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простых движений. 

  1. Невозможность вытянуть вперёд- они остаются неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

  2. Ассиметричность улыбки

  3. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней.