Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

mal_dev001

     Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого в значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

     К культурно — гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

   Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

     Согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, ребенок к 4 годам должен следить за своим внешним видом, уметь правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком; освоить элементарные навыки поведения за столом; правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши, руки:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Смыть мыло;

5.  Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

gigiena

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить.

7. Пользоваться только своим прибором.

16461_html_m24b8a5e0

Учим пользоваться носовым платком.

Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры. Спокойно относится к процедуре использования платка по назначению. Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п. Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью). Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его к карман. Обращать внимание на чистоту носового платка.

krep

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески иформировать навык ее использования. Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.)

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»)

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чужой расческой.

img_a8a68c69f5ab

Педагогические приемы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач: прямое обучение, показ, пример, объяснение, поощрение, упражнение с выполнением действий в процессе дидактических игр. Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Права ножка, лева ножка

Поднимайтесь понемножку.

Одному мигну, другому кивну,

А третий сам догадается.

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай!

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

СОВЕТЫ МОЙДОДЫРА

— ВСЕГДА МЫТЬ РУКИ С МЫЛОМ, ПРИЧЕСЫВАТЬСЯ;

— КУШАТЬ МЫТЫЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ;

КОГДА ЧИХАЕШЬ ИЛИ КАШЛЯЕШЬ, ЗАКРЫВАТЬ РОТ И НОС ПЛАТКОМ;

— МЫТЬ ИГРУШКИ ПОСЛЕ ПРОГУЛКИ;

— ВЫТИРАТЬ НОГИ, ПЕРЕОБУВАТЬСЯ;

— ДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ;

— НЕ ЕСТЬ НА УЛИЦЕ;

— МЫТЬ ПОСУДУ ПОСЛЕ ЕДЫ;

— МЫТЬ РУКИ ПОСЛЕ ИГРЫ С ЖИВОТНЫМИ.

загруженное

Консультацию подготовила воспитатель младшей группы

Постникова Светлана Петровна.